История развития
транспортной отрасли

Поздравляем с Днём работника транспорта!

В этом году 20 ноября транспортники впервые отмечают свой новый профессиональный праздник – День работника транспорта.

20 ноября – не случайная дата. Именно в этот день в 1809 году император Александр I учредил первый в нашей стране единый государственный орган в сфере транспорта – Управление водяных и сухопутных коммуникаций, а также Корпус инженеров путей сообщения и институт при нем.

За более чем двухвековую историю транспортная отрасль кардинально преобразилась, пройдя огромный путь. От конки – до трамвая «Витязь-М», от паровоза Черепановых – до «Сапсана», от троллейбуса МТБ-82 – до новейшего «Адмирала», от первого в мире пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 – до современного МС-21, от первого в мире арктического ледокола «Ермак» – до самого мощного и самого большого в мире неатомного ледокола «Виктор Черномырдин». И это далеко не все примеры, которыми по праву гордится транспортный комплекс.

Сегодня отраслевые образовательные учреждения ежегодно выпускают более 40 тысяч специалистов, среднее образование получают более 22 тысяч человек. Большинство выпускников транспортных вузов востребованы на рынке труда.

В России насчитывается более 400 отраслей производственной и непроизводственной сферы, и практически каждая из них сопряжена с работой транспортного комплекса. В настоящее время в этой сфере заняты более 4,5 миллионов человек трудоспособного населения. Это сотни тысяч государственных и частных предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Среди транспортников – работники дорожного хозяйства и воздушного транспорта, автомобилисты и железнодорожники, моряки и речники, сотрудники метрополитена, специалисты по мультимодальным перевозкам, специалисты в сфере транспортного планирования, транспортной безопасности, профильного образования, административный и вспомогательный персонал, работники органов государственного надзора на транспорте, а также представители других профессиональных сообществ. До сих пор у всех этих людей не было главного единого профессионального праздника.

К знаменательной дате транспортная отрасль подошла с достойными результатами. За последнее время транспортниками реализован ряд масштабных проектов. Построен Крымский мост, связавший автомобильным и железнодорожным сообщением Крым и Краснодарский край. Это важный шаг на пути экономического развития Крыма и России в целом. Запущено движение по скоростной автодороге М-11 «Нева» из Москвы в Санкт-Петербург, теперь время в пути между двумя городами занимает 5,5 часов. Открыта автомобильная дорога «Таврида» от Керчи до Севастополя, благодаря которой автомобилисты теперь могут преодолевать этот маршрут менее чем за 3 часа. Принят в эксплуатацию дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» – самый большой и мощный в мире неатомный ледокол. Принят в эксплуатацию головной универсальный атомный ледокол «Арктика» мощностью 60 МВт. С нуля построен аэропорт «Гагарин» в Саратовской области, сданы новые терминалы в международном аэропорту «Шереметьево», там же запущена в эксплуатацию третья взлетно-посдочная полоса. Открыт логистический комплекс в аэропорту Жуковский. Запущены первые маршруты Московских центральных диаметров, проходящие насквозь через столицу и связывающие между собой важные пригородные направления. Продолжается строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги – самого масштабного проекта в области дорожной инфраструктуры в Московском регионе, который станет основой опорной сети скоростных автодорог и частью международных транспортных коридоров. Совсем недавно запущено движение по самому длинному участку ЦКАД протяженностью более 105 километров. Таким образом, уже больше половины ЦКАД работает полноценно, а к концу года будет запущено ещё порядка 100 километров этой дороги.

Активно реализуются национальные проекты – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Благодаря дорожному нацпроекту приводятся в нормативное состояние региональные трассы и улично-дорожная сеть городских агломераций, снижается число очагов аварийности, обновляется подвижной состав городского пассажирского транспорта. Среди последних примеров реконструкции и ремонта дорог – вторая очередь Восточного обхода Тулы, проспект Дружбы в Курске, капитально отремонтированный мост через р. Сугутка в Чебоксарах, 9-километровый участок дороги Санкт-Петербург – Морье в Ленинградской области, реконструированный мостовой переход через р. Сок в Самарской области и многие другие. Всего в национальном проекте, охватывающем фактически половину населения страны, участвует 83 субъекта и 105 городских агломераций.

В 2020 году 12 городских агломераций – участников нацпроекта получили новые современные троллейбусы и автобусы, оборудованные в соответствии с самыми последними требованиями. В общей сложности в регионы будет поставлено 511 транспортных средств – 447 автобусов и 64 троллейбуса – со скидкой в 60 % от их стоимости. Новая техника пришла в Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Казань, Кемерово, Липецк, Нижний Новгород, Омск, Тольятти, Череповец и Пермь.

Масштабный вызов всей экономике страны, в том числе транспортной отрасли, в этом году бросила пандемия коронавирусной инфекции. Несмотря на это, транспорт работал и продолжает бесперебойно работать и обеспечивать потребности населения в перевозках и их безопасность. В июле-августе 2020 года на внутренних авиалиниях объемы перевозок практически восстановлены за счет развития внутреннего туризма и курортных программ. Наша авиация по темпам восстановления перевозок стала первой в мире. Например, только аэропорт Симферополя 15 августа 2020 года обслужил рекордные в своей истории 45 тыс. пассажиров. Продолжается развитие инфраструктуры воздушного транспорта. К концу года будут введены 10 объектов в 8 аэропортах.

В пригородном железнодорожном сообщении после снятия ограничений динамика перевозок улучшилась на четверть. Сегодня обьем движения пассажирских поездов дальнего следования восстановлен на 82 % по отношению к нормативному графику и практически на 100 % в пригородном сообщении. Планируется, что по итогам года будет введено в эксплуатацию 205 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В основном, это Восточный полигон и подходы к Азово-Черноморскому бассейну.

Несмотря на значительные трудности, в конце июня 2020 года возобновлено круизное судоходства. Появились новые круизные маршруты на реках Енисей и Волхов. Введен в строй круизный лайнер «Мустай Карим», впервые построенный на российской верфи.

Продолжается обустройство пунктов пропуска через государственную границу. Открыты после завершения строительства, реконструкции и технического перевооружения семь пунктов пропуска. Несмотря на эпидемиологические условия, практически не прекращалось развитие дорожного хозяйства. По итогам года будет построено и реконструировано более 540 км федеральных автодорог, в том числе более 200 км на условиях государственно-частного партнерство, порядка 1 700 км дорог регионального значения с федеральной поддержкой, 16 тыс. км будет отремонтировано. Все это было бы невозможным без слаженной, эффективной и ответственной работы всех звеньев транспортного комплекса, каждой отрасли и каждого отдельного человека. Работа транспорта не останавливается ни на секунду, и днем и ночью железнодорожники, авиаторы, моряки и речники, автомобилисты и дорожники трудятся на благо развития отрасли, обеспечивая безопасные и комфортные перевозки, а также строительство важнейших инфраструктурных объектов.

Учреждение Дня работника транспорта позволит еще больше сплотить трудовые коллективы, создаст мотивацию к труду, поднимет на новый уровень профориентацию и патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также будет способствовать укреплению традиций и сохранению историко-культурного наследия транспортной отрасли России.

В то же время все существующие в России профессиональные праздники работников транспортной отрасли – День работников гражданской авиации, День воздушного флота, День работника морского и речного транспорта, День железнодорожника, День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, День работников дорожного хозяйства – будут сохранены, учитывая огромные исторические традиции отраслей хозяйствования, входящих в транспортный комплекс.