Жуковский Николай Егорович

(1847 – 1921)

Выдающийся русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Автор многочисленных исследований в астрономии, гидродинамике, гидравлике.

В 1902 году под руководством Н.Е. Жуковского была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 году под Москвой был создан первый в мире аэродинамический институт. Исследования Жуковского по теории полета заложили фундамент авиационной науки в России.

Логинов Евгений Фёдорович

(1907 – 1970)

Первый министр гражданской авиации СССР (1964 – 1970), маршал авиации (1967). Продолжал интенсивное освоение реактивной авиатехники, под его руководством начались регулярные рейсы первого в мире пассажирского сверхзвукового авиалайнера Ту-144. Развивал сети внутренних авиалиний, открывал новые международные маршруты. Объем пассажирских перевозок достиг 71 млн человек.

Бугаев Борис Павлович

(1923 – 2007)

Министр гражданской авиации СССР (1970 – 1987), Главный маршал авиации (1977), личный пилот Л.И. Брежнева. По объему выполненной транспортной работы авиация страны к 1980 году опередила авиацию всех развитых стран Запада. Перевозки авиапассажиров превысили 100 млн человек, установив рекорд СССР. Поднял на крыло самолеты Ил-76, Ил-86.

Бортпроводница из Таджикистана

31 марта 1982 года

В Советском Союзе сеть пассажирских авиаперевозок расходилась во все самые отдаленные части страны и союзных республик, а также в столицы и крупные города США, Канады, Европы, Азии, Южной Америки и Африки.

Россия стала одним из самых уважаемых членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В период масштабного освоения Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири на гражданский воздушный флот легла обязанность по обеспечению круглогодичных перевозок в сложнейших погодных условиях. Повсеместно строились аэродромы, посадочные площадки и другая авиационная инфраструктура.

Ту-104

Первый советский реактивный пассажирский самолет. Разработан ОКБ им. А. Н. Туполева в 1955 году.

Благодаря Ту-104 популярность пассажирских авиарейсов в СССР существенно увеличилась, а время полетов серьезно уменьшилось по сравнению с пассажирскими самолетами предыдущего поколения. В сентябре 1957 года состоялся первый исторический рейс самолета Ту-104 через Атлантику в Нью-Йорк.

На фото: первый самолет Ту-104, прибывший в Индию по трассе Москва – Ташкент – Дели. Дели, 1956 год

Ил-62

Первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолет, разработан в ОКБ им. С.В. Ильюшина в 1960 году с учетом мировых требований к воздушным судам такого класса.

На самолете Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полета. Это воздушное судно не только не уступало аналогичным образцам иностранного производства, но и во многом превосходило их.

С-22 «Илья Муромец»

В 1913 году совершил свой первый полет большой четырехмоторный цельнодеревянный самолет (биплан) «Илья Муромец», разработанный под руководством конструктора И.И. Сикорского.

Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком, выпускавшимся в России в течение 1914—1919 годов. Сразу после создания «Илья Муромец» побил все мировые рекорды по грузоподъемности, числу пассажиров, времени, максимальной высоте и дальности полета.

На фото: авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 год

Авиационное образование

Сегодня в России подготовка авиационного персонала осуществляется в двух университетах в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева.

17 авиационных училищ — филиалов вузов, находятся в разных частях страны.

На фото: самолеты ТУ-134 А, ТУ-154, Ил-62, Ил-76, представленные для обучения специалистов, во время учебных занятий, 25 ноября 1982 года

Форма работников гражданской авиации

В России свыше 1 тысячи авиационных маршрутов, в том числе 617 международных, 274 внутренних и 142 зональных.

В нашей стране функционирует 241 аэропорт, из них 41 имею статус международного. По результатам всероссийского голосования 47 аэропортов получили имена великих соотечественников - героев войны, писателей, музыкантов, деятелей авиационной отрасли.

2 университета, 1 институт и 17 их филиалов-училищ осуществляют подготовку авиационного персонала для нашей гражданской авиации.

Знамя Победы

На фото: начальник политотдела 3-й ударной армии Фёдор Лисицын со знаменем Победы, которое было установлено над Рейхстагом, перед отправкой его в Москву для участия в Параде Победы.

Нагрудный знак «Отличник Аэрофлота» (образца 1938 года) и «Отличник воздушного транспорта»

Первое положение о нагрудном знаке утверждено приказом Главного управления гражданского воздушного флота при Совете народных комиссаров СССР № 1134 от 5 ноября 1938 года.

Являлся наградой для гражданских летчиков за особые достижения в развитии социалистического соревнования, ударничества и стахановского движения, рационализации и изобретательства, общественно-политической работы, обеспечивающей высокие производственные показатели.

Первым отличником Аэрофлота стал Герой Советского Союза В. С. Горанов.

В настоящее время ведомственная награда Минтранса России.