Бетанкур Августин Августинович

(1758 – 1824)

Российский государственный деятель, один из организаторов транспортной системы Российской империи, основатель транспортного образования.

Автор множества научных трудов и изобретений. Одно из таких изобретений – оригинальная механическая многоковшовая землечерпалка с паровой машиной для очистки русел рек и каналов. Являлся автором проекта московскго Манежа, принимал участие в подготовке проекта и инженерных работах при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Форма работников внутреннего водного транспорта

В России более 100 тыс. километров речных судоходных путей. Это пятая часть от всех мировых речных путей, или 2,5 экватора Земли.

На речных судоходных путях России функционирует 741 судоходное гидротехническое сооружение. За счет них обеспечивается водоснабжение, судоходство и гидроэнергетика.

В XXI веке в России построено 60 судов технического флота различного назначения.

Волго-Донской судоходный канал им. Ленина

Первые идеи создания канала, соединяющего Волгу и Дон, возникли еще в ХVI веке. Попытки строительства канала предпринимались в эпоху правления Петра I, однако канал не был достроен. Развернувшиеся в 30-х годах ХХ века проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной, но в 1943 году были вновь возобновлены. Строительство началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года. Открытие канала состоялось в июле 1952 года, когда в ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин» — первый теплоход, открывший навигацию Волго-Донского канала (на фото).

Нагрудный знак «Почетный работник речного флота»

Высшая отраслевая награда на речном транспорте за многолетний труд, безаварийную работу, внедрение новых технологий, предотвращение аварийных ситуаций и спасение жизни людей. Учрежден в 1946 году Министерством речного флота СССР. В настоящее время ведомственная награда Минтранса России.

Речной трамвай у Воробьевых гор. Москва. 1931 год

В Москве речные трамвайчики появились в 1923 году. Флот пароходства состоял из 70 судов производства Городецкой верфи, бравших на борт 40—100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост — Заозерье и Дорогомиловский мост. Начиная с 60-х годов действовали внутригородские и пригородные линии, обслуживавшиеся скоростными судами на подводных крыльях.

Буксир-толкач «Маршал Блюхер»

Один из трех самых мощных речных буксиров-толкачей в СССР. Строился на Рыбинском судостроительном заводе в 1970 и 1971 годах. Использовался для толкания составов из четырех сухогрузных или нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 36 тыс. тонн.

Теплоход «Москва»

Двухпалубный пассажирский речной теплоход (часто называют «речной трамвай»). Предназначен для перевозок на местных линиях, а также для работы на прогулочных и экскурсионных маршрутах. Начиная с 1968 года «Москва» строилась в большом количестве и передавалась в речные бассейны страны, завоевав хорошую репутацию. Всего построено более 100 теплоходов.

Первая в мире женщина-водолаз Соколова Нина Васильевна

Выпускница Ленинградского института инженеров водного транспорта – одного из предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Принимала участие в подъеме затонувших объектов, спасении иностранных и отечественных судов, строительстве портов, в прокладке подводных трубопроводов. Инженер-полковник ВМФ СССР. В 1943 году участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда «артерией жизни». Идея спасительного бензопровода была предложена и реализована Н.В. Соколовой.

Алексеев Ростислав Евгеньевич

(1916 – 1980)

Доктор технических наук, главный конструктор ЦКБ «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Создал первые в мире пассажирские суда на подводных крыльях, достигающие скорости более 100 км в час, и экранопланы, развивающие скорость до 400—500 км в час, что было прорывом в кораблестроении.

Шашков Зосима Алексеевич

(1905 – 1984)

Народный комиссар речного флота СССР (1939 – 1946), министр речного флота СССР (1946 – 1953), (1954 – 1956), министр морского и речного флота СССР (1953 – 1954), министр речного флота РСФСР (1956 – 1960). В годы ВОВ при его руководстве обеспечивались регулярные воинские, оперативные и снабженческие перевозки. Принимал активное участие в реализации проекта и строительстве Волго-Донского канала им. В.И. Ленина. На Волге и Каме были созданы гидротехнические комплексы. Запущена новая линейка судов, механизированные порты, современные судоремонтные и судостроительные заводы.